Формирование креативных способностей при работе с людьми с особенностями психофизического развития
При формировании у людей с особенностями психофизического развития креативных способностей не имеет решающего значения постепенное, успешное перенимание воспитанниками формирующей техники. Гораздо важнее показать, как вверенные нам люди могут применить свои креативные способности в качестве формы выражения, передачи информации о себе и своих переживаниях.
В прошлом педагоги очень часто упускали такой важный момент, как побуждать людей черпать творческие идеи из самого себя и, тем самым, пробуждать веру в свои креативные возможности. Процесс стимулирования и развития часто заключался лишь в прямом руководящем и управляющем воздействии.
При сопровождении людей с особенностями психофизического развития опасность такого воздействия проявляется ещё в большей степени. Здесь нужно исходить из того, что такие моменты как:
• сложности применения различных техник и методик,
• недостающие способности воображения,
• отсутствие выраженной склонности к экспериментированию,
• страхи и опасность фрустрации
приводят к прогрессирующей сдержанности в самостоятельном совершении экспериментов и развитии собственных креативных способностей.
Тем не менее, не стоит преждевременно делать вывод о недостающих креативных возможностях человека!
Процесс сопровождение людей с особенностями психофизического развития должен включать в себя с одной стороны передачу знаний и способов поведения, с другой стороны – стимулирование развития индивидуальных представлений о самом себе и способов самовыражения.
Понятие «креативность»
Слово «креативный» имеет латинское происхождение. В латинском языке есть такие слова как «creatio» (выбор; созидание) и «creator» (производитель; основатель; творец).
Таким образом, креативность обозначает самостоятельное создание чего-либо, а также выбор собственной формы выражения.
Мартин Бубер (Martin Buber) (1878 - 1965) в своей работе «Беседы о воспитании» говорит по этому поводу следующее: «творчество – это нечто, что присуще абсолютно всем людям в разной степени, и что нуждается только лишь в правильном развитии. … все с детства на элементарном уровне одарены основополагающими художественными и музыкальными способностями, однако эти способности необходимо развивать и на них – на естественных возможностях – следует строить весь процесс воспитания личности.» (Бубер, 1995, с. 15)
Далее Бубер говорит о том, что людьми руководит их врождённый инстинкт. Они хотят оказывать влияние на что-либо, что-либо создавать своими руками. Эта потребность свойственна всем людям, её нельзя подавить.
К примеру, даже маленький ребёнок с большим желанием что-либо строит в песочнице, он также с охотой рушит песочную башню. Все эти проявления приносят ему удовлетворение от того, что он самостоятельно оказал влияние на какой-либо объект.
При этом также внутренняя потребность в самоуважении играет очень большую роль. Удовлетворение этой потребности в большой мере зависит от того, насколько человеку удаётся создавать положительное мнение о самом себе, а также, чувствует ли он себя хозяином своих поступков и действий (осознание самого себя). Эта возможность ощущать свою значимость и чувствовать то, что ты можешь влиять на что-либо, великолепно находит своё применение в креативной (творческой) деятельности.
Руководство к такой креативной деятельности должно базироваться на том, чтобы освободить созидательную энергию, при этом не навязывая собственные – воспитательные – представления.
Не редко можно встретить такую ситуацию: какой-либо продукт творчества кажется воспитателю незаконченным, он считает, что его можно сделать ещё лучше, как-либо украсить, он полагает, что изделие не совсем соответствует действительности. Тогда воспитатель ещё раз прикладывает руку к этому продукту, чтобы, по его мнению, сделать из него что-либо «пригодное к использованию».
Эти ничего плохого под собой не подразумевающие действия воспитателя воспринимаются создателем негативно, даже разрушительно. Конечно же, наряду с развитием самой креативности необходимо развивать также технику и способы деятельности, также должны присутствовать систематические занятия по передаче знаний и опыта, и оказываться помощь. Также нужно находить возможность для того, чтобы воспитанник смог выразить своё понимание значения и основ овладеваемой техники, а также собственные представления и ощущения (даже если они очень скромны!). Чтобы стимулировать это, достаточно простых советов, подбадривающих жестов, одобрительного кивка головой, похвальных слов. В этом случае происходит развитие потребности воспитанника в собственном поиске возможностей для формирования креативности.
Для людей с особенностями психофизического развития деятельность, развивающая их креативность, приобретает особенное значение, так как, с одной стороны, у них появляется возможность самовыражения, с другой стороны, при этом могут сформироваться доверительные взаимоотношения. Для этого не требуется применять сложные понятия, которыми эти люди не владеют.
Вместе с этим, воспитатели и специалисты, анализируя продукты творчества, узнают о воспитанниках больше, чем они бы узнали, наблюдая за их повседневной жизнью.