Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Неврозы у детей

Дата: 13 ноября 2017 в 01:16, Обновлено 14 ноября 2017 в 15:34
Автор: ☄ ✰. ✍.

Неврозы у детей

Невроз – это не дурная привычка, это серьёзная болезнь. По-научному – психогенное заболевание формирующейся личности ребёнка. Психогенное – это заболевание, возникшее в результате эмоциональных переживаний, с которыми ребёнок не мог справиться.

Понять причины невроза, а тем более лечить его нельзя, если мы не узнаем историю жизни ребёнка, характер отношений взрослых в семье. Первое обстоятельство которое способствует возникновению невроза – стрессовая ситуация в семье до рождения ребёнка и на его ранней стадии развития. Невроз не является врождённым, не существует передачи невроза через гены. Невротическое расстройство возникает вследствие непереносимого для ребёнка нервно-психологического напряжения и внутреннего, неразрешимого конфликта.

Невроз страха – предпосылка к большинству других неврозов. Беспокойство, страхи – это то, что подрывает уверенность в себе, а при неврозе самооценка, как правило, понижена.

Неврастения – болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребёнка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями.

Истерический невроз – ребёнок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьётся. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте. Главное отличие: ребёнок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли.

Невроз навязчивых состояний. Навязчивый счёт – ребёнок без конца считает (номера троллейбусов, номеров автобусов). «Ритуалы» - всё начинает делать строго определённым образом (выключить свет три раза перед тем, как лечь спать). Навязчивые, мешающие, а то и раздражающие тики. Навязчивые всевозможные мысли, вроде неотступных мыслей о возможной неудаче, несчастье, собственной неспособности и т.д.

НЕВРОЗ – ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО ОБРАТИМОЕ СОСТОЯНИЕ, ОН ИЗЛЕЧИМ. НЕВРОЗ, КОТОРЫЙ НЕ ЛЕЧИЛИ, НЕ ИСЧЕЗНЕТ.

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ.

Неврозы у детей не возникают на голом месте, неврозы в детском возрасте являются клинико-психологическим выражением проблем трёх поколений: прародителей, родителей и детей. Изменения личности родителей предшествуют развитию невроза у детей.

Основные черты таких родителей.

• Они эгоцентричны, смотрят на всё, и на ребёнка тоже, так сказать, со своей колокольни, и от того им трудно понять, а тем более принять какие-то особенности его поведения, несхожее с их собственным.

• Эти взрослые часто очень тревожны и оттого чрезмерно опекают детей, окружают их частоколом мелочных запретов и предостережений и вдобавок негибки в своих отношениях с детьми, не умеют перестраиваться в изменившейся ситуации, склонны, во что бы то ни стало настаивать на своём.

• Они сами внутренне конфликтны, ими движут разноречивые, нередко прямо противоположные чувства, устремления, состояния, оттого и нет единой линии в отношении к ребёнку.

Недостаток внимания, холодность, неласковость родителей и избыток не лучшим образом направленного внимания, когда ребёнок им окружён, обложен как ватой, это сковывает любые душевные движения, да и физическую активность тоже.

НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ.

Есть нечто общее у всех детей, страдающих неврозами – трудности общения, взаимопонимания со сверстниками. То ребёнок пытается во что бы, то ни стало завоевать признание и дружбу, то отказывается по внешне необъяснимым причинам. То стремится верховодить, не обращая внимания на реальное соотношение сил, то становится зависимым и ведомым, подчиняется любому влиянию, иногда – не самому лучшему. Типичны и такие случаи, когда ребёнок тянется к детям более старшего возраста, не сообразуясь с тем, насколько общение с ним может быть им интересным. Нередко он стремится к общению с более младшими, где, кажется, могут реализоваться его возможности и где он может навязывать своё мнение. Но и здесь, в конечном счёте, всё равно не получает того признания, на которое претендует.

Ребёнок с неврозом не может владеть собой, не может нравиться сверстникам, что ещё более усиливает неуверенность в себе. Встречая неприятие сверстников, ещё больше уходит в себя, отказывается от попыток установить взаимные контакты, замыкается в мире своих переживаний и чувств.

Навык общения оказывается несформированным. В развитии такого навыка есть пора, которую можно считать основополагающей. Обычно это возраст 4-8 лет, когда всем детям присуща отчётливая потребность общаться с себе подобными. Мальчики и девочки не только узнают, кто они такие в представлении других, но и пробуют силы и умения, утверждая себя, именно как мальчики и девочки. А что получается при неврозе? Мальчики не могут постоять за себя, они слишком беззащитны, и ранимы в любых ситуациях повседневного взаимодействия со сверстниками. Нужно в чём-то настоять на своём или уступить другому, не теряя лица, и в то же время не отталкивать от себя несговорчивостью. А ребёнок с неврозом как раз этого делать не умеет. Он впадает в крайности: то слишком покладист и уступчив; то пытается во что бы, то ни стало отстоять свою позицию, не считаясь с ситуацией игры. Такое упорство может оказаться абсолютно бесперспективным…Девочка, наоборот, ведёт себя так, как мог бы вести себя именно мальчик: держится, подчёркнуто независимо, иной раз вызывающе, пытаясь влиять на других девочек и подчинять их себе.

КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ СТОИТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ?

Главное – чтобы родители критически посмотрели сами на себя. Ведь нередко получается, что, будучи недостаточно общительными, контактными, ведя изолированный образ жизни, они не признают у себя таких проблем, не видят или не хотят видеть их, а от детей требуют, чтобы у них всё было в порядке. Нужно преодолевать самим эти трудности и быть личным примером для детей. Надо быть активными, шире контактировать с людьми, водить с собой детей, играть с ними вместе, создавать жизнерадостную, оптимистическую атмосферу, а не пессимистическую, тревожную.

Второе – не создавать искусственную среду для ребёнка. Оградить его от сверстников, может быть, взрослым и удастся, но итоги этого, как мы это видели, только печальные. Без игр, без друзей, без детских конфликтов и ссор ребёнок не может обойтись, если вы хотите, чтобы его развитие было полноценным.

Третий совет – учить ребёнка конструктивно, спокойно и оптимистично относиться к своим трудностям, не винить чрезмерно себя, но и не искать виновников среди других.

Общение – это сотрудничество. И научить ребёнка взаимодействовать со сверстниками, с взрослыми родители смогут лишь в контакте с теми людьми, с которыми он непосредственно общается или хочет общаться

Источник: Захаров А. И.К психотерапии невротических реакций страха в раннем детском возрасте. — В кн.: Третий Всеросс. съезд невропатологов и психиатров, т. 2. — М., 1974, с. 246—249.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.